Пятница, 21 апреля 2023
Охотничьему хозяйству - совершенный транспорт
Историческая статья.
Среди нерешенных вопросов нашего охотничьего хозяйства на различных совещаниях и в печати неизменно отмечается недостаточная оснащенность его высоко проходимыми транспортными средствами. Особенно остро стоит этот вопрос в госпромхозах, коопзверопромхозах, промыслово-оленеводческих совхозах и колхозах Севера и Северо-Востока нашей страны.
Высокопроходимые транспортные средства необходимы в интересах дальнейшего подъема всего охотничье-промыслового дела. О выгодах их применения достаточно красноречиво свидетельствуют результаты деятельности тех промысловых хозяйств, которые уже приняли на вооружение современную снегоходную технику.
Несколько лет назад Рыбинский моторостроительный завод начал серийное производство мотонарт, или снегоходов, «Буран» грузоподъемностью 0,2—0,4 т. Внедрение этих снегоходов на промысле явилось немаловажным шагом в решении транспортных проблем охотничьего хозяйства. Их эксплуатации была посвящена обстоятельная статья инженера Е. Прочко («Охота и охотничье хозяйство», № 12, 1975).
При своих положительных качествах «Буран» имеет некоторую ограниченность использования и относительно узкое целевое назначение. Это заставило вновь задуматься над большими проблемами транспорта в охотничьем деле.
При планировании парка транспортных средств высокой проходимости для зоны тундры, зоны вечной мерзлоты исключительно важно учитывать требования сохранения экологического равновесия. Это уже неоднократно отмечалось в печати.
Например, со статьей «Что может дать тундра» в газете «Правда» от 13 октября 1972 г. выступил заведующий лабораторией Крайнего Севера Ботанического института АН СССР профессор Б. Тихомиров. В ней говорилось о колоссальном ущербе природным тундровым комплексам от использования вездеходов и тракторов на гусеничном ходу. Борозды после их прохождения «черными лентами ведут от поселков, расходясь в глубь тундры. Обнаженные жилы льда не выдерживают лучей солнца — начинаются эрозионные процессы, образуются провалы и овраги. Почвенный слой сползает со склонов, жизнь замирает... Тундра сильно ранима, а для залечивания полученных повреждений ей требуются десятилетия». По мнению Б. Тихомирова, «следовало бы категорически запретить использование гусеничного транспорта в летнее время, особенно в период максимального оттаивания вечной мерзлоты».
Транспортные средства на колесном и гусеничном ходу оказывают давление на опорную поверхность следующим образом: удельное давление колесного транспорта — около 2,5 кг/см2, транспортных средств на гусеничном ходу — 0,2— 0,35 кг/см2. Использование этих машин вне дорог по тундре, такыру и по сельскохозяйственным угодьям приводит к глубоким повреждениям верхнего биологически активного слоя почвы. В районах вечной мерзлоты колея от одного прохода колесного или гусеничного транспорта превращается в термокарстовые трещины. Повторный проход по этой же колее невозможен и каждый раз необходимо прокладывать новую трассу. Это наносит огромный ущерб растительному покрову тундры, а также пустынь. При движении колесных и гусеничных машин по пахотным землям уплотняется подпахотный слой, что нарушает водный режим питания растений и приводит к немалым потерям урожая.
Вредное воздействие транспортных машин на растительный покров может быть полностью предотвращено при использовании принципа воздушной подушки. В этом случае давление на открытую поверхность может быть снижено до 0,03— 0,05 кг/см2. При таком давлении не повреждаются даже отдельные растения, а проход машин не оставляет следа на самом слабом грунте.
Пресса США также била тревогу по поводу разъедающих тундру растущих «язв», оставленных колесными и гусеничными видами транспорта. Ныне в американском штате Аляска и в Канаде действуют законы, согласно которым в тундре в летнее время можно эксплуатировать наземный транспорт только на воздушной подушке.
Этот новый вид транспорта прошел солидную опытную эксплуатацию и показал себя эффективным скоростным средством передвижения. Преимуществом этого вида транспорта является возможность регулирования в достаточно больших пределах удельного давления на площадь опоры, ввиду чего достижима проходимость на любых грунтах, с любой несущей способностью. Благодаря эффекту, создаваемому воздушной подушкой, эти аппараты могут использоваться в условиях, не доступных для обычных видов транспорта.
Над разработкой транспортных средств на воздушной подушке работает ряд конструкторских организаций нашей страны. В настоящей статье мы кратко ознакомимся с работами двух из них: Марийского политехнического института им. М. Горького (г. Йошкар-Ола), ориентирующегося на небольшие аппараты, и Западно-Сибирского филиала Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института нефтяного машиностроения, ВНИИнефтемаша (г.Тюмень), который занят разработкой платформ большой грузоподъемности.
Студенческое конструкторское бюро (СКБ) при Марийском политехническом институте сформировано в начале 60-х годов и насчитывает ныне более 100 студентов старших курсов, работающих под руководством ведущих преподавателей, научных сотрудников различных кафедр института. Основной базой СКБ служат учебно-производственные лаборатории и мастерские, которые оснащены современным оборудованием, в том числе металлообрабатывающим, кузнечным, литейным, сварочным, термическим и деревообрабатывающим, что позволяет изготавливать собственными силами института модельные и натурные опытные образцы конструкций.
Творческая деятельность СКБ МПИ направлена прежде всего на создание перспективных видов внедорожных транспортных средств и движителей для них. Показателем успехов этого конструкторского бюро может служить тот факт, что за последнее время в адрес института поступило около 3 тыс. заявок от отечественных и зарубежных организаций, связанных с потребностями в машинах для специалистов самого различного профиля: геологов, связистов, нефтяников, газовиков, обходчиков линий электро- и радиопередач, энергетиков, сельских врачей, лесников и многих других. За время своего существования СКБ МПИ разработало ряд оригинальных образцов. Рассмотрим некоторые из этих конструкций.
Ранцевый аэродвижитель МПИ-4. Предназначен для передвижения лыжника на лыжне или по твердому насту со скоростью до 50 км/час. Основой движителя является двигатель мощностью 5 л. с. от серийной бензопилы «Урал»; вес аэродвижителя—10 кг. В 1971 г. ранцевый аэродвижитель МПИ-4 демонстрировался на ВДНХ, признан одной из лучших студенческих работ и рекомендован Госкомитетом по науке и технике к широкому внедрению в народное хозяйство.
Снежный мотоцикл МПИ-6. Предназначен для передвижения одного человека по любому снегу со скоростью до 65 км/час. Мощность двигателя — 18 л. с., дальность хода без дозаправки— до 100 км. Вес — 60 кг. Снежный мотоцикл экспонировался на ВДНХ и на международных выставках в США и Канаде.
Серия снегоходов-амфибий (например, МПИ-12). Предназначены они для движения по снегу и воде. Двигатель мощностью 25 л. с., максимальная скорость — до 75 км/час. Возможна буксировка «волокуши» с грузом до 80 кг. Дальность хода с запасом топлива 10 л — до 100 км. Возможно преодоление уклонов с углом подъема до 45—50° с хода и 20° — с места.
Грузопассажирский снегоход-амфибия на воздушной подушке МПИ-18. Имеет маршевый двигатель мощностью 40 л. с. и вентиляторный двигатель 18 л. с. Ходовой вес—1,2 т, коммерческая нагрузка — 0,6 т и максимальная скорость — до 70 км/час.
Экранолетный снегоход-амфибия ЭСА-1 (проект). Рассчитан на перевозку людей и грузов общим весом до 1,5 т по снегу, льду, воде и болотистым местам со скоростью до 90 км/час.
В числе разработок СКБ МПИ есть и некоторые другие конструкции, и проекты.
В настоящее время в Нарьян-Марской сельскохозяйственной опытной станции ВАСХНИЛ рассматривается проект хоздоговора на изготовление силами СКБ МПИ и опытную эксплуатацию двух снегоходов-амфибий небольшой грузоподъемности с воздушной разгрузкой, предназначенных для перевозки людей и грузов по снегу, снегу с водой, льду и открытой воде без ограничения ее глубины. Состояние снежного покрова, его толщина и плотность не влияют на их проходимость.
Этот проект представляет несомненный интерес, но насколько удачным окажется его воплощение в реальную конструкцию, покажет время.
Проект более мощного снегохода-амфибии с воздушной разгрузкой (САВР-2) в пассажирском варианте рассчитан на перевозку 14 человек и 800 кг груза, а в грузовом варианте— 2000 кг.
Западно-Сибирский филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института нефтяного машиностроения занимается проектированием и исследованием транспортных средств на воздушной подушке с 1965 г. К числу его разработок относятся, например, платформы на воздушной подушке ПВП-5, ПВП-40, ПВП-60. В 1974 г. рекомендована к производству грузовая платформа грузоподъемностью 40 т, а в 1976 г.— платформа грузоподъемностью 60 т.
Уже первые результаты опытной эксплуатации в Тюменской области платформы ПВП-40 дают основание считать, что создано эффективное вездеходное грузовое транспортное средство, обеспечивающее регулярные перевозки независимо от погодных условий в весенне-летний и осенний периоды в условиях бездорожья. Испытания показали высокую проходимость платформ ПВП-40 в груженом состоянии в условиях заболоченной и обводненной местности, а также при движении по мочковатому болоту с открытой водной поверхностью.
Можно ожидать, что столь же эффективны будут и другие варианты платформ требующейся грузоподъемности. При выборе конкретных образцов платформ необходим дополнительный анализ потребных объемов перевозок и учет соответствующих стоимостных показателей.
Какова ожидаемая стоимость перевозок грузов с использованием новых транспортных средств для районов Севера и Северо-Востока по сравнению с традиционным транспортом? Она не может быть оценена однозначно, так как зависит от полного веса аппарата и его грузоподъемности, от расстояния перевозок и скорости хода. В общем случае так называемы «приведенные издержки» перевозок на легких типах аппаратов на воздушной подушке (до 1 т) будут почти в два раза дешевле, чем перевозки грузов обычным автотранспортом. Перевозки на тяжелых типах этих машин будут еще дешевле.
На предусмотренной в этом году Всесоюзной научно-технической конференции на тему «Технико-экономические проблемы применения новых видов транспорта в народном хозяйстве и перспективы их развития» должны быть подведены итоги научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и промышленного освоения аппаратов на воздушной подушке и намечены новые рубежи в народнохозяйственном освоении этого перспективного вида транспорта.
Транспортные средства на воздушной подушке — жизненно необходимы для зоны тундры. Их массовый выпуск будет способствовать сохранению ландшафтов и более рациональному использованию природных ресурсов.